Рудакова Галина Алексеевна
Школа — это мастерская,
где формируется мысль подрастающего
поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
А. БАРБЮС
Моя педагогическая философия
Реформы в сфере образования в
той или иной мере затрагивают большинство стран мира. Все они
имеют свою национальную специфику, но зарубежные и отечественные
ученые, педагоги, философы сходятся в одном – современное
образование должно учитывать, что сейчас меняется само
представление о человеке, его месте и роли в обществе. В первую
очередь преобразования должны касаться главных субъектов
образовательного процесса – педагогов.
Для меня бесспорным является тот
факт, что профессия «учитель» по своей сути творческая. Я
постоянно должна находиться в педагогическом поиске. Еще недавно
задача учителя состояла в передаче определенной системы знаний,
умений, навыков по предмету. Сегодня учитель, для того чтобы
участвовать в формировании личности ученика (наряду со СМИ,
родителями, сверстниками) должен сам непрерывно изменяться,
внедрять новые образовательные технологии. Поэтому перед каждым
российским педагогом стоит задача быть в авангарде меняющегося
общества и образования.
Согласно известной классификации
профессиональной деятельности, я, будучи учителем информатики,
соединяю в своей деятельности два типа – ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК и
ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. В своей педагогической деятельности
на первый план я ставлю гуманитарные ценности, а предметное
содержание информатики должно быть средством, инструментом для
раскрытия потенциала личности учащегося.
Эта задача успешно решается в
рамках технологии компетентностно-ориентированного образования.
На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы приобретенные
компетентности способствовали успешной социализации учащихся,
помогали молодым людям получить хорошее образование, найти
достойную работу и свое место в обществе. В современном мире
человеческий потенциал выпускника школы определяется двумя
базовыми характеристиками, которые делают его
конкурентоспособным и значимым для общества – это освоенные им
компетентности и личностные качества, такие как
принципиальность, самостоятельность, ответственность,
толерантность и творческое отношение к миру.
На современном этапе развития
общества одной из важнейших является информационная
компетентность. Сегодня мы наблюдаем внедрение в нашу
повседневную жизнь все более совершенных способов передачи
информации – информатизацию общества. Современный учитель – один
из главных социальных агентов в создании нового информационного
общества. Социальная основа информационного общества – это
широкий слой работников, участвующих в сборе, создании,
переработке, распространении и доставке информации. В силу своей
причастности к информационному процессу эти люди обязаны иметь
хорошее образование, уметь самостоятельно обучаться и
переучиваться, владеть информационными технологиями, быть
грамотными потребителями информации. Важнейшим фактором
информационного общества становится Интернет. Информационное
общество - это общество мгновенных и всеохватывающих
коммуникаций, общество всеобщей связи. Наиболее успешен,
востребован в современном обществе не тот, кто больше знает, а
тот, кто больше общается, участвует в большем количестве
коммуникаций.
Парадоксально, мы зачастую не
знаем своего соседа по лестничной клетке, но тесно общаемся с
близкими нам по интересам пользователями Сети, живущими в других
городах и даже странах. Именно этот факт лежит в основе той
проблемы, которую я для себя обозначила: массовое
распространение компьютеров, мобильных средств связи, Интернета
приводит в подмене реального общения виртуальным. Огромное
количество пользователей Интернета являются участниками
различных социальных сетей (Одноклассники, В контакте, Мой мир и
др.). Нередко объединение в группы по интересам носит
пустой бессодержательный характер. Такое общение не несет
никакой информации, а значит, не может способствовать развитию
личности участника «сетевого» общения.
Другой серьезной проблемой
является отношение подростков к компьютеру только как к средству
развлечения, досуга. Считаю необходимым изменение системы
взглядов школьников на современные мультимедийные средства
коммуникаций, которые в век информационных технологий должны
способствовать саморазвитию учащихся.
Изучение информатики имеет
важное значение для развития мышления школьников. В современной
психологии отмечается значительное влияние изучения информатики
и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников
теоретического, творческого мышления, а также на формирование
нового типа мышления, так называемого операционного мышления,
направленного на выбор оптимальных решений. В процессе изучения
информатики учащиеся овладевают такими современными методами
научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный
эксперимент и т.д., которые являются одним из средств реализации
межпредметных связей в курсе информатики. Выполняя практические
работы, моделируя различные процессы и явления, я решаю
сопутствующую задачу – задачу актуализации интереса к другим
предметам. Например, на уроке «Кодирование и обработка звуковой
информации» учащиеся знакомятся со звуком не только на уровне
проведения экспериментов в звуковом редакторе, но и знакомятся с
физическими основами звука. Информатика привносит в учебный
процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки,
формируемые при ее изучении, носят в современных условиях
общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Думаю, никто не будет оспаривать
тот факт, что информатика – это предмет будущего.
|
|